ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ «ДОМРА 2019» – ЗАВЕРШЕН!
С 17 января по 20 января 2019 года в Музыкальном доме Альфреда Шнитке – Московском государственном институте музыки имени А.Г. Шнитке, состоялось масштабное событие в сфере домрового исполнительского искусства – Всероссийский форум «Домра 2019». Участниками проекта стало свыше 150 домристов – студентов, педагогов начального, среднего и высшего звена, профессиональных музыкантов из самых различных уголков России. Информационное поле Форума было насыщено невероятным количеством концептуальных идей благодаря ведущим спикерам:
-
Сергею Лукину – народному артисту Российской Федерации, профессору, председателю попечительского совета Благотворительного фонда им. М.А. Матренина, солисту НАОНИР им. Н.П. Осипова
-
Михаилу Горобцову – народному артисту Российской Федерации, профессору
-
Галине Ом – заслуженному работнику культуры Российской Федерации, доценту
-
Кристине Фиш – лауреату Всероссийского и международных конкурсов, лауреату премии Президента РФ, лауреату премии Нижнего Новгорода, старшему преподавателю ННГК им. М.И. Глинки
-
Светлане Смоляр – солистке и концертмейстеру группы альтовых домр Государственного академического русского оркестра имени В.В. Андреева, лауреату международных конкурсов
-
Вере Махан – лауреату всероссийских и международных конкурсов, кандидату искусствоведения, старшему научному сотруднику Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина (ГЦТМ имени А.А. Бахрушина), отдел «Музей российской эстрады».
-
Ирине Колосовой – лауреату всероссийских и международных конкурсов, артистке НАОНИР имени Н.П. Осипова, руководителю «Ансамбля молодых солистов НАОНИР имени Н.П. Осипова», преподавателю ГБУДО г. Москвы «Детская музыкальная школа имени В.И. Мурадели»
-
Марине Бекетовой – преподавателю МГИМ им. А.Г. Шнитке, преподавателю МГКИ, лауреату всероссийских и международных конкурсов.
-
Жанне Актюрк – лауреату международных конкурсов, выпускнице РАМ имени Гнесиных (класс домры Р.Ф. Белова), магистратуры (класс мандолины Хуан Карлоса Муньоса)
-
Ольге Калантаровой – кандидату педагогических наук, доценту МГИМ им. А.Г. Шнитке, руководителю Форума
-
Кристине Шарабидзе – лауреату Премии Правительства Москвы, лауреату всероссийских и международных конкурсов, кандидату педагогических наук, доценту МГИМ им. А.Г. Шнитке, солистке НАОНИР имени Н.П. Осипова, руководителю Форума
Сергею Лукину – народному артисту Российской Федерации, профессору, председателю попечительского совета Благотворительного фонда им. М.А. Матренина, солисту НАОНИР им. Н.П. Осипова
Михаилу Горобцову – народному артисту Российской Федерации, профессору
Галине Ом – заслуженному работнику культуры Российской Федерации, доценту
Кристине Фиш – лауреату Всероссийского и международных конкурсов, лауреату премии Президента РФ, лауреату премии Нижнего Новгорода, старшему преподавателю ННГК им. М.И. Глинки
Светлане Смоляр – солистке и концертмейстеру группы альтовых домр Государственного академического русского оркестра имени В.В. Андреева, лауреату международных конкурсов
Вере Махан – лауреату всероссийских и международных конкурсов, кандидату искусствоведения, старшему научному сотруднику Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина (ГЦТМ имени А.А. Бахрушина), отдел «Музей российской эстрады».
Ирине Колосовой – лауреату всероссийских и международных конкурсов, артистке НАОНИР имени Н.П. Осипова, руководителю «Ансамбля молодых солистов НАОНИР имени Н.П. Осипова», преподавателю ГБУДО г. Москвы «Детская музыкальная школа имени В.И. Мурадели»
Марине Бекетовой – преподавателю МГИМ им. А.Г. Шнитке, преподавателю МГКИ, лауреату всероссийских и международных конкурсов.
Жанне Актюрк – лауреату международных конкурсов, выпускнице РАМ имени Гнесиных (класс домры Р.Ф. Белова), магистратуры (класс мандолины Хуан Карлоса Муньоса)
Ольге Калантаровой – кандидату педагогических наук, доценту МГИМ им. А.Г. Шнитке, руководителю Форума
Кристине Шарабидзе – лауреату Премии Правительства Москвы, лауреату всероссийских и международных конкурсов, кандидату педагогических наук, доценту МГИМ им. А.Г. Шнитке, солистке НАОНИР имени Н.П. Осипова, руководителю Форума
Форум открыл мастер-класс и презентация Ирины Колосовой «Старинная музыка на начальном этапе обучения домриста». Основное внимание было сконцентрировано на характерных проблемах, с которыми сталкивается каждый педагог, стремящийся выйти за рамки традиционного репертуарного набора домриста и обогатить его за счет переложений произведений старых мастеров. В своём выступлении Ирина предложила готовые методические решения, а прекрасными иллюстрациями к тезисам послужили её исполнительские показы при участии студентки МГИМ им. А.Г. Шнитке – Марии Воронцовой. В завершении Ирина сделала прекрасный подарок – все участники проекта получили в дар ноты авторских переложений сонат Д. Скарлатти (K.125, K. 471).
Продолжая линию работы с домристами на начальном этапе обучения, следующий спикер Форума – Галина Ом – сфокусировала внимание на теме «Формирование музыкального мышления домриста на начальном этапе обучения». Детальный разбор механизмов формирования самостоятельного мышления юного домриста, позволил понять, каким образом можно избежать или устранить многие проблемы, возникающие в процессе обучения. Чтобы наилучшим образом показать данные алгоритмы в действии, Галина Моксановна провела мастер-классы с учащимися ДМШ имени Л. Бетховена – Ириной Ролдугиной, Александрой Захаровой, Марией Кусковой (класс преподавателя В.В. Зяблицевой).
Второй день проекта начался с постижения основ овладения приемом тремоло под руководством автора методики – Сергея Лукина. В рамках своего мастер-класса он впервые представил продолжение своего методического труда – Юный виртуоз. Часть 2. Кроме того, Сергей Фёдорович также презентовал сборник «Играет Сергей Лукин» – концертные произведения для домры соло. В презентации приняли участие сам музыкант, студентка его класса 1-го курса МГИМ им. А.Г. Шнитке – Вера Фёдорова и Кристина Шарабидзе.
Далее последовал блок лекций проекта, затрагивающих теоретические аспекты подготовки современного домриста, а также вопросы его функционирования в системе академического музыкального искусства.
В лекции Ольги Калантаровой «Природа и генезис двигательного навыка» были показаны механизмы построения двигательных навыков человека, прослежен путь их образования, дальнейшего функционирования и взаимодействия сформировавшихся навыков, а также отражение данных процессов на деятельности человека. Теоретическая платформа лекции позволила сделать важные выводы об алгоритмах формирования и совершенствования навыков в рамках профессиональной деятельности музыканта.
В лекции Кристины Шарабидзе участники перенеслись с концептуальной орбиты в сферу исполнительства на домре и показала «Закономерности формирования исполнительских навыков домриста». Зажимы, плохое управление исполнительским аппаратом, постоянные технические ошибки, ограниченность художественно-технических средств – зачастую происходят именно в силу нарушения этих закономерностей, базирующихся на алгоритме формирования нейронных сетей в мозгу, физиологических, психических и многих других процессах. Она рассказала, как использование данных закономерностей позволяет разблокировать и ускорить процесс развития техники домриста.
Завершением программы второго дня Форума стало выступление Михаила Горобцова «Искусство исполнительства на домре альт». В нём были подняты многие дискуссионные вопросы, касающиеся форм музицирования на домре, того формата, в котором существует инструмент сегодня, проблемы формирования мышечной свободы домриста, а также основы исполнительского мастерства.
БОЛЕЕ 150 УЧАСТНИКОВ, ПРЕЗЕНТАЦИИ И МАСТЕР-КЛАССЫ, ЭФФЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, КОНЦЕРТЫ
Третий день Форума прошел в системе координат «Домра – вчера, сегодня, завтра».
Исследования Веры Махан в области истории исполнительства на домре, не только позволили участникам Форума узнать об удивительных достижениях домристов на заре исполнительства, но и помогли осознать насколько эти знания важны для поиска дальнейших путей развития инструмента, сохранения и приумножения всего самого лучшего, что уже было накоплено в недрах домрового исполнительства и педагогики.
История домры начала XX века стала точкой отсчета для выступления следующего спикера. По мнению Жанны Актюрк, тесная связь ветви домрового исполнительства с искусством мандолины, имевшей бурное развитие в России начала столетия, способна дать многое для развития домры в XXI веке. В своем мастер-классе она поделилась опытом концертного исполнительства на домре и мандолине, и представила свои авторские методические «рецепты», синтезирующие лучшее, что накоплено в недрах каждой школы. Благодаря яркой демонстрации мастерства на каждом инструменте, Жанна наглядно показала каким образом их можно использовать в домровой исполнительской практике.
Все следующие выступления этого дня были посвящены вопросам расширения репертуара.
Марина Бекетова в лекции «Эволюция музыкальных инструментов и исполнительского искусства. Роль транскрипции» рассказала о влиянии жанра транскрипции на облик исполнительского искусства и развитие инструментов. Апеллируя к тому, что транскрипция имеет стратегическое значение для развития концертного исполнительства на домре, Марина поделилась своей методикой создания транскрипции. В продолжении лекции, Марина Бекетова и Кристина Шарабидзе представили целый ряд новых концертных транскрипций и авторских пьес для домры.
Закрывая третий день Форума, Кристина Фиш затронула сферу современной музыки, создающейся для домры. В презентации нового компакта-диска «Послания». Камерная музыка для домры и фортепиано Михаила Броннера, Кристина исполнила целый ряд прекрасных концертных произведений композитора, которые достойно пополняют репертуарный фонд домриста и рассказала о своем опыте работы над произведениями современных композиторов.
Четвертый день проекта открыла Светлана Смоляр с лекцией и мастер-классом на тему «Артикуляция звука на домре». В выступлении подчеркивалось, что выключение из поля внимания юного домриста вопросов артикуляции звука или же их решение, основанное исключительно на слепом подражании или интуитивный поиске, превалирующее в практике обучения на начальном этапе, значительно ограничивает его мышление, исполнительскую культуру и художественно-технические возможности. В продолжении лекционной части был проведен мастер-класс, в котором приняли участие юные домристы из ДМШ им. Э. Грига – Глафира Рыкова (класс преподавателя Д.Э. Будаговой) и ДМШ имени Гайдна – Мария Демченко (класс преподавателя Е.П. Холстининой)
Основным положением мастер-класса Кристины Шарабидзе «Секреты исполнительской техники домриста» стало утверждение, что отсутствие должного внимания к вопросам развития музыкального мышления, исполнительской культуры, отрицание значения физиологии человека и процессов построения двигательных операций, скудные представления о художественно-инструментальных возможностях домры – ограничивают технику домриста. На примере характерных фактурных элементов – интервалов (терции, сексты), аккордов, мелизмов, она показала, как можно просто и быстро освоить или скорректировать исполнительские навыки, чтобы добиться высокого художественного результата.
В завершении Форума состоялся ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ между участниками и спикерами проекта. Модератором Форума – Натальей Ануфриевой, при помощи вопросов от Участников, были подняты главные темы для обсуждения: проблемы современной модели обучения домриста, вопросы мотивации учащихся, решение задач подготовки домриста в условиях обновляющихся профессиональных требований и образовательных стандартов.
Яркие выступления спикеров проекта, их стремление выйти за рамки стандартной модели обучения, разрушить стереотипы, препятствующие развитию домры, богатый педагогический и исполнительский опыт, научные изыскания наполнили контент проекта уникальным содержанием и позволили реализовать его главную цель Форума – дать системное представление о современном домровом искусстве, его перспективах, и предложить готовые эффективные решения, позволяющие подняться на новый уровень.
Проект был осуществлен на базе МГИМ имени А.Г. Шнитке, при поддержке и.о. ректора, доктора педагогических наук, доктора культурологии, профессора Анны Иосифовны Щербаковой.
Руководители Всероссийского форума «Домра 2019» – Кристина Шарабидзе и Ольга Калантарова.
Организаторы проекта — Марина Бекетова и Анастасия Рубина
Координаторы проекта — Наталия Бай, Алёна Лукьянова, Наталья Шелковникова, Нина Николаева, Дарья Будагова, Дмитрий Егоров, Александра Коновалова, Александр Островский
Фотограф проекта — Александр Панов
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ: